Дети и гаджеты – вред или польза?

Технологии не стоят на месте, ребенка XXI века невозможно представить без электронных гаджетов и Интернета. Смартфон, планшет, нетбук – неиссякаемый источник удовольствия для детей и предмет беспокойства родителей.

Что такое гаджеты? Гаджеты – небольшие электронные устройства. Они слышат, видят, поют и делают кучу мелочей, без которых мы легко обходились, но в процессе использования втянулись и захотели ещё. Настольный компьютер обзавелся родней: ноутбуки, нетбуки, планшеты и много чего другого. Вот некоторые примеры гаджетов: планшет, МР3-плеер, электронная книга, цифровой фотоаппарат, смартфон, масса полезных и бесполезных устройств подключаемых через USB порт к компьютеру, и так далее.

Гаджеты для детей: за и против. Сегодня дети лучше взрослых обращаются с навороченными смартфонами и планшетными компьютерами. Но хорошо ли, когда вместо погремушки в руках малыша гаджет? К сожалению, гаджеты для многих детей становятся единственным увлечением. Надо ли спасать детей от них ?

  Врачи, педагоги и психологи считают, что гаджеты могут покалечить психику ребенка, замедлить его развитие. Их доводы:

 — это нагрузка на зрение. Зрение у детей садится за полтора года.

— это удар по незрелой психике — не у всех детей психика готова воспринимать быструю смену картинок, яркость изображения, звуковые и световые сигналы.

—  мало кто из родителей дозирует время, а ребенку 30 минут с гаджетом хватило бы на весь день. Но родителям этого мало – они хотят быть свободными час-два, а то и три…

Пользу гаджетов нельзя недооценивать. Сенсорные экраны, кнопочки и джойстики развивают мелкую моторику и логическое мышление. Пользуясь устройством, малыш учится анализировать и сосредотачивать внимание, тренирует зрительное и слуховое восприятие.

Родители как пример для подражания. Родителям нужно помнить, что ребенок во многом подражает им. Какими видит он своих родителей? Сидящими за компьютером или с планшетом в руках? Или может быть смотрящими в смартфон или ноутбук? Поэтому эти предметы становятся для него настолько ценными. Позже родители и ему дают попробовать гаджет, например, за хорошее поведение, чтобы занять в пробке или в очереди к  врачу . Ребенок получает удовольствие от необычной и интересной игрушки и красочных мультиков. От удовольствия трудно отказаться самостоятельно, тем более в детстве.

Чем полезны гаджеты?

  • Развлечение с обучением. Полезных игр множество. Игры в стиле «Помоги ежику собрать яблоки» тренируют внимание. Простейшие графические редакторы помогут научиться различать оттенки цветов. Одевалки помогут сформировать представление о форме и размере – это поможет запоминанию цифр и букв. Управление мышкой поможет сделать пальчики ловкими.
  • Овладение новыми навыками. Придавайте смысл манипуляциям с гаджетами. Если ребенок заинтересовался принтером, предложите ему вместе распечатать раскраску. Научите ребенка фотографировать, снимать видео, тут же собирать их в ролик, дополняя титрами, заставками, музыкой.
  • Общение.  Надо понимать, что телефон – это не игрушка, а средство связи и надо уметь  звонить бабушке или друзьям.
  • Поиск информации. Пусть ребенок видит, что вы не блуждаете по сайтам, а решаете конкретную задачу. Если он хочет присоединиться к вам, найдите цель и для него: например, вместе найти интересный мультик.
  • Борьба со скукой. Не нужно приучать ребенка, что планшет или мобильник можно использовать, чтобы убить свободное время. Иначе он с изворотливостью киллера будет искать время для игр.

Современные гаджеты в помощь школьнику

Не обходится без гаджетов и школа, новой тенденцией стала замена обычных книг на электронные. Последние модели позволяют не только читать, а еще и слушать аудио и смотреть видео.

Нетбуки и планшеты также облегчили обучение. С их помощью можно выйти в интернет и просмотреть интересующую ученика информацию.

Чем опасны гаджеты?

Гаджет может принести вред, если использовать его без чувства меры.

  • Проблемы со здоровьем. При разработке гаджетов не учитывались особенности детского развития. Так, ноутбуки не подходят для детей, их фиксированная клавиатура не приспособлена для детской руки. Экран слишком близко к глазам. Можно ожидать проблем со зрением и боли в кисти. Вредным для зрения названы и смартфоны — дети используют их непрерывно, не только для связи с родителями, но и для просмотра фильмов на экране «размером в свою ладошку».
  • Зависимость. Часто расставание с гаджетом влечет истерики, вспышки агрессии. Это происходит из-за невнимательного отношения родителей к играм ребенка. Чтобы не вызвать у малыша зависимость, нужно оговаривать с ним условия игры и контролировать его время, комбинировать обычные игры – настольные, ролевые, конструкторы и т.д. – с гаджетами.
  • Отсутствие фантазии. При постоянном контакте с гаджетом ребенок может утратить способность придумывать и создавать свои собственные игры, персонажей – ему дают готовое. Почему чтение лучше просмотра мультфильма? Именно потому, что малыш воображает, как выглядят Буратино, собачка, слон, описываемые в книге.
  • Подмена ценностей. Ребенок в дошкольном возрасте не отделяет себя от своих вещей. Он рассуждает так: если у меня крутой гаджет, то и сам я достоин восхищения.

Существует еще одна серьезная проблема: дети приходят друг к другу в гости с гаджетами – и вместо того, чтобы общаться напрямую, каждый сидит со своим устройством, через которые и происходит их общение.

Стоит признать, что гаджеты для детей и подростков не остановить во внедрении и развитии. Но правила безопасности их использования детьми должны четко соблюдаться. И эту задачу должны взять на себя родители.

        Техника безопасности при работе с гаджетами:

Чтобы взаимодействие ребенка с техническими средствами не причинило вреда его здоровью, есть простые правила:

  • до 2 лет педиатры не рекомендуют давать детям гаджеты;
  • дети от 3 до 5 лет могут играть не более 30 минут, с перерывами.
  • Если малыш после игры становится раздраженным и нервным, трет глаза или жалуется на головную боль, то время с планшетом или смартфоном следует сократить.
  • Не позволяйте играть на планшете во время еды, выполнения школьных заданий или разговора со взрослыми.
  • Используйте игры, соответствующие возрасту ребенка, желательно, обучающие или развивающие;
  • Создавайте возможности для живого общения – если приходят гости, имейте в запасе наборы для игр и конкурсов.
  • Предлагайте ребенку разные варианты общих игр, у него появится увлечение, не связанное с гаджетами. Чем теснее связь с друзьями, тем меньше у него поводов для виртуальных знакомств и электронных игр в одиночестве.

В нашей быстрой и насыщенной гаджетами жизни — родители и дети–  помните – ничто не заменит общение с семьей, с другими детьми, а совместные игры, сказки вслух на ночь — навсегда останутся в памяти.

Врач по медпрофилактике    Татьяна Полякова

BelarusianChinese (Simplified)EnglishRussian