Готовимся к экзаменам правильно.
Готовимся к экзаменам правильно.
В период подготовки к экзаменам многие студенты резко меняют свой образ жизни, стремятся выучить весь материал, охватить необъятное, нарушая при этом привычный ритм жизни: поздно ложатся, мало спят, меньше бывают на свежем воздухе, злоупотребляют никотином и кофеином. Такая резкая смена привычного ритма жизни приводит к частым головным болям, потере сознания и аппетита, вялости, апатии, плохому психическому самочувствию, что в свою очередь приводит также к снижению эффективности усвоения учебного материала. На хорошую подготовленность и отличную оценку в этом случае врядли можно рассчитывать. Поэтому очень важно в период подготовки к экзаменам сохранить привычный ритм сна и бодрствования, и ограничиться следующими минимальными изменениями:
1.По возможность соблюдать режим дня и не усиливать учебную нагрузку за счет сна. Нормальный сон снимает умственную и физическую усталость, обеспечивает восстановление потраченных сил организма и влияет на механизмы памяти. Как показали исследования ученых, во время сна происходит перевод информации, полученной за день из оперативной в долговременную память. Поэтому не лишним будет во время подготовки к экзаменам помимо ночного сна ввести в распорядок дня кратковременный (1—1,5 часа) дневной сон.
2.Долгая сидячая умственная работа приводит к замедлению кровообращения в организме, отеку некоторых групп мышц. Оптимальной формой распределения нагрузки во время подготовки к экзамену являются полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами между ними для физкультпауз (зарядка, танцы). Не лишним будут и 1 —2 больших часовых перерыва для прогулок на свежем воздухе в парке, скверах и других местах, где есть зеленые насаждения с тем, чтобы обеспечить активную вентиляцию легких и насыщение организма кислородом.
3. Во время интенсивной умственной работы рекомендуется 4-5 разовое питание. При более редком питании поступление большого количества питательных веществ вызывает перенаполнение желудка, прилив крови к нему и, соответственно, нарушение кровоснабжения мозга, что вызывает вялость и сонливость. Более частое питание отвлекает от занятий и в сочетании с гиподинамией может приводить к повышению массы тела. Питание должно быть средней калорийности и содержать достаточное количество белков, витаминов и растительных жиров. Очень важно наличие в пище свежих растительных продуктов — овощей и фруктов. Они не только являются источников витаминов, но и содержат клетчатку, обеспечивающую нормальное функционирование кишечника (в противном случае сидячая умственная работа и хронический нервный стресс, сопровождающийся активацией симпатической нервной системы, могут вызывать запоры). Помимо свежих овощей и фруктов, в качестве источника витаминов можно использовать ржаной хлеб, яйца, печень, а также применять поливитаминные комплексы с добавлением микроэлементов.
Для успешной сдачи экзаменов необходимо учитывать два фактора: теоретическую и психологическую подготовку. Теоретическая подготовка к экзаменам включает в себя подготовку в течение всего года, когда изучение материала идет постепенно и планомерно и предэкзаменационную, когда учебный материал равномерно распределяется на время, отведенное для подготовки к экзаменам, и не требует изучения, а лишь повторения выученного в течение всего учебного года. Психологическая подготовка к экзаменам заключается в создании оптимального функционального состояния, позволяющего наилучшим образом продемонстрировать свои знания преподавателю, а также свести к минимуму вред своему здоровью, наносимому напряженной подготовкой к экзаменам.
Для нормализации своего физиологического и психологического состояния необходимо применять две группы приемов, одна из которых направлена на релаксацию (медитация на дыхании, аутогенная тренировка). Для чего нам необходимо умение расслабляться? Если эмоции достаточно сильны во время сдачи экзамена, они блокируют мыслительные процессы. Поэтому для поддержания эффективной умственной работоспособности в ситуации стресса, необходимо уметь снимать мышечное напряжение. Вторая группа направлена на мобилизацию организма (метод позитивного целеполагания). Мысленная модель своей успешной сдачи экзамена, «проигранная» в уме несколько раз, создает своеобразную программу успешной деятельности, которой надо следовать на экзамене. Эта программа путем многократного повторения «закладывается» в подсознание человека и потом реализуется на деле.
На экзамене демонстрируйте уверенность в себе и уважение к собеседнику. Настройтесь на победу, и она непременно вам улыбнется.