Физкультура и спорт в жизни школьника
Физкультура и спорт в жизни школьника
Ни для кого не секрет, что физкультура и спорт играют немаловажную роль в
жизни каждого человека.
Учебная нагрузка школьников, включая и выполнение домашних заданий,
Очень велика, и на активную мышечную деятельность остается не много времени.
В связи с этим свободное время следует разумно, по возможности равномерно по Дням недели, распределить так, чтобы его хватило и на активный отдых (подвижные игры), и на физкультуру, и на спорт.
У учащихся среднего и старшего школьного возраста учеба отнимает больше
сил и времени. Кроме того, у них увеличивается потребность во внеклассных
занятиях. Баланс свободного времени становится еще меньшим. Однако опыт
показывает, что если в такой ситуации подросток отстраняется от физкультуры, то может ухудшиться самочувствие, сон, снизиться умственная работоспособность, пострадать успеваемость.
Известнейший отечественный педагог К. Д. Ушинский по этому поводу
указывал: «Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения,
гимнастика, прогулки на свежем воздухе».
Школьников средних и старших классов целесообразно приобщать к видам
спорта, развивающим» ловкость, гибкость и координацию движений,
предусматривающим умеренную равномерную нагрузку на возможно большую группу мышц (спортивная и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание, теннис, плавание). Все они не требуют длительных статических нагрузок, больших усилий, которые могли бы отрицательно сказаться на росте костей и функционировании внутренних органов.
С 10—11 лет по желанию школьников допускается их приобщение к спортивным занятиям скоростно-силового характера небольшой интенсивности (прыжки в длину, высоту, бег на лыжах на несколько километров, водное поло, волейбол, баскетбол).
С 12—13 лет разрешается начинать подготовительные занятия по таким видам спорта, как гребля, бег на коньках, велоспорт, фехтование, метание копья, диска, толкание ядра.
Спортивные занятия — это не просто времяпрепровождение или развлечение, которое можно заменить другими видами отдыха, а неотъемлемая часть комплекса гигиенических мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьника.
Физические упражнения благотворно влияют на установление и развитие всех
функций центральной нервной системы. Без движений затрудняется умственная деятельность. Поэтому школьники, постоянно занимающиеся физкультурой и спортом, как правило, лучше успевают по общеобразовательным предметам.
Приобщение детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом, начатое в школьном возрасте, создает потребность в активном образе жизни на все последующие годы.
Врач – гигиенист А. Ф. Костюкевич