Выбираем школьную форму

Единую школьную форму в Беларуси отменили больше 25 лет назад. Это решение развязало руки родителям учеников – появилась свобода выбора и самовыражения. И в то же время добавило головной боли. Потому что привычную школьную одежду из шерстяных и полушерстяных тканей стали активно вытеснять синтетические костюмы-сарафаны. До сих пор «ненатуральность» тканей, из которых массово шьется детская и подростковая одежда так называемого делового стиля, — предмет для жарких родительских обсуждений в преддверии нового учебного года.

Вместе с определением «школьная форма» из санитарных правил и норм исчезли и требования, предъявляемые именно к этому виду одежды. Сейчас главным документом, регламентирующим требования к качеству и безопасности одежды, включая ту, которую теоретически можно использовать в качестве школьной, выступает Технический регламент Таможенного союза (Евразийского экономического союза) «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011). Одним из ключевых моментов этого документа, вступившего в силу в 2012 году, стало отсутствие строгих ограничений по процентному содержанию синтетики в детско-подростковой одежде. За исключением изделий для новорожденных и бельевых изделий для детей до 1 года, которые должны быть изготовлены из 100-процентно натуральных тканей.

Современная синтетика, в отличие от своей предшественницы, не скрипит, не искрит, не липнет к ногам. Напротив, развитие текстильной промышленности позволило выпускать ткани, которые не уступают по качеству натуральным, а по некоторым свойствам даже превосходят их. Одежда из синтетики практически не мнется, легко стирается, быстро сохнет, отличается повышенной износоустойчивостью, а значит, дольше сохраняет «товарный вид» и более долговечна. То есть максимально отвечает тем критериям, которые при выборе школьной одежды имеют первостепенное значение.

Таким образом, в настоящее время указание на этикетке состава ткани – это всего лишь обязательная информация для потребителя о том, из чего изготовлено изделие. И судить только по ней хорошая это одежда или плохая не совсем правильно.

Школьная одежда должна дышать

 А именно: на ней должно быть указано соответствие изделия ТР ТС 007/2011 и/или размещен характерный знак ЕАС (единый знак обращения). И то, и другое свидетельствует о том, что изделие прошло необходимые испытания для подтверждения требований, предъявляемых к безопасности продукции для детей и подростков.

К числу таких испытаний относятся:

  • исследования по органолептическим показателям. Одежда для детей и подростков в буквальном смысле не должна быть «с душком»;
  • санитарно-химические исследования. В зависимости от состава сырья самого материала, из которого изготовлена одежда, установлен спектр химических веществ, подлежащих определению в вытяжках из изделий. Кроме того, при производстве тканей (не только искусственных и химических) используются различные компоненты, которые придают тканям определенные свойства (например, усиливают устойчивость красителя или влияют на плотность переплетения нитей и т.д.). Это так называемые текстильно-вспомогательные вещества (аппреты), к числу которых относятся ацетальдегид, фенол, винилацетат и др. При создании определенных условий эксплуатации эти вещества могут выделяться из ткани. Когда они только начали применяться в текстильной промышленности, аллергические реакции у детей были довольно распространенным явлением. Собственно, поэтому некачественная синтетическая одежда долго и упорно ассоциировалась с высыпаниями и нестерпимым зудом. Проводимые врачами-гигиенистами санитарно-химические исследования предупреждают подобные реакции. Одежда, в которой выделение аппретов превышает допустимые нормы, попросту не попадет на прилавки магазинов;
  • токсикологические исследования. Выявляется способность готового изделия оказывать местное раздражающее действие на кожу;
  • исследования параметров физических факторов. Исследуется уровень напряжения электростатического поля (пресловутое «искрение» одежды из синтетики);
  • исследования на физико-гигиенические показатели: гигроскопичность и воздухопроницаемость.

Тут важно запомнить, что нормы гигроскопичности и воздухопроницаемости напрямую зависят от того, к какому слою одежды и к какой возрастной группе относится то или иное изделие.

Для одежды первого слоя, которая имеет непосредственный контакт с кожей (нательное белье, чулочно-носочные изделия и др.) эти показатели наиболее высокие, потому что основное ее назначение — совершать воздухообмен и впитывать ненужную влагу. Поэтому вы не найдете в продаже нательное белье из 100-процентного полиэстера (не путать с футболками, купальниками и одеждой для фитнеса!). Какого бы высокого класса ни была синтетика, в данном случае она не обеспечит необходимую телу гигроскопичность для комфортной носки.

А вот к одежде второго слоя (имеющую ограниченный контакт с кожей – футболки, блузки, рубашки, юбки, брюки, сарафаны и т.д.) и третьего слоя (изделия на подкладке, пиджаки, блейзеры, куртки и т.д.) эти показатели более лояльны.

Алгоритм действий при выборе одежды для школы

Если абстрагироваться от личных предпочтений в выборе (фасона, расцветки, кроя и т.д.), наш эксперт предлагает руководствоваться универсальным алгоритмом действий при выборе школьной одежды.

  1. Совершайте покупки только в местах санкционированной торговли. Ни один уважающий себя магазин не возьмет на реализацию товар без документов, подтверждающих его качество и безопасность.
  2. Внимательно читайте этикетки на одежде. На качественном изделии обязательно будет размещен знак единого обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза (Евразийского экономического союза).
  3. Не стесняйтесь спросить документы на соответствие одежды требованиям, предъявляемым к безопасности продукции для детей и подростков (для одежды импортного производства – сертификат или декларацию о соответствии ТР ТС, удостоверение о гигиенической регистрации; для одежды отечественного производства – сертификат или декларацию о соответствии ТР ТС).

Если продавец не может или отказывается предъявить документы, а на этикетке нет информации, указанной в пункте 2, то, безусловно, вы рискуете приобрести некачественный и, что хуже, небезопасный наряд для своего ученика.

  • Не сбрасывайте со счетов индивидуальную непереносимость и чувствительность. Есть дети, которые чувствуют себя крайне неуютно и некомфортно даже в супер-удобной и безопасной с точки зрения гигиенических норм одежде из синтетики. Равно, как есть дети, предрасположенные к аллергическим реакциям на изделия из натуральных тканей (в частности, шерстяным).
  • Прислушивайтесь к мнению своего ребенка: нравится ему выбранный наряд или нет; насколько комфортно он себя в нем чувствует. Одежда, которую ему придется носить 5 дней в неделю на протяжении учебного года, не должна вызывать неприятных ощущений и дискомфорта. Не забывайте, однако, соблюдать дресс-код, принятый в учебном заведении. В любом случае постарайтесь сделать так, чтобы уж одежда точно не помешала вашему ученику учиться, учиться и еще раз учиться.

Материалы с сайта 24health.by. 14.07.2023 года

BelarusianChinese (Simplified)EnglishRussian